В Женеве 10 января завершился первый раунд американо-российских переговоров Стратегического диалога по безопасности, предваряющий переговоры Россия-НАТО 12 января. Вместе с тем, как и следовало ожидать, прогресса в переговорном процессе не намечается.
Еще до встречи делегаций России и США российский заместитель министра иностранных дел Сергей Рябков сделал ряд резких заявлений, демонстрирующих, что Москва не намерена идти на уступки, и продолжает выдвигать нереалистичные требования. В частности, он в хамской форме посоветовал НАТО "собирать манатки и отправляться на рубежи 1997 года", также Рябков заявил, что "требовать уступок от России… больше не удастся". Кроме этого, Рябков подчеркнул, что "требования США и других натовских стран, чтобы мы осуществили некие деэскалационные меры на нашей территории, исключаются из обсуждения".
В то же время, госсекретарь США Энтони Блинкен в преддверии встречи еще раз подчеркнул, что не Россия должна решать за другие страны, с кем они могут быть союзниками, и отметил, что не ожидает каких-либо прорывов на предстоящих переговорах.
По итогам почти 8-часовой встречи Сергей Рябков провел пресс-конференцию, из содержания которой стало ясно, что Москва не собирается менять свою позицию, по-прежнему требуя невыполнимого, а именно – "юридически обязывающих гарантий, что... НАТО не станет принимать новых членов и откажется от озвученного на саммите в Бухаресте в 2008 году намерении принять в альянс Украину и Грузию и… откажется от угрожающего России материально-технического освоения стран, которые присоединились к альянсу после подписания Основополагающего акта Россия-НАТО в 1997 году".
При этом появляется все больше тревожных признаков, указывающих на то, что в данном случае речь идет не о попытке "сохранить лицо" власти в глазах российских избирателей или блефовать, в очередной раз пытаясь выторговать у Запада уступки, а о реальном намерении сорвать переговоры.
Многие американские эксперты полагают, что России выгоден отказ Соединенных Штатов от выполнения ее требований, поскольку это "развязывает руки" Москве и обосновывает "необходимость" вторжения в Украину в глазах Кремля. Так, подполковник вооруженных сил США, бывший директор по европейским делам Совета национальной безопасности Александр Виндман в интервью нашему сайту заявил, что почти уверен в неизбежности наступления.
"Отказ США и НАТО от выполнения требований кремлевского ультиматума может быть использован Кремлем как casus belli – повод для начала войны. Если Путин решится на такое вторжение, я думаю, это будет крупнейшее военное наступление со времен Второй мировой войны. Он может использовать авиацию, крылатые ракеты, а у границ Украины сосредоточены огромный воинский контингент – по нашим оценкам, до 175000 человек. Один из возможных сценариев – это захват Россией Мариуполя с целью пробить сухопутный коридор в Крым", – предполагает Виндман.
При этом эксперт надеется, что США проявят больше твердости в санкционной политике, чем европейцы. По его мнению, для Соединенных Штатов вполне возможно ввести более жесткие санкции, чем ЕС, потому что их экономические связи с Россией не так прочны.
Тревоги насчет возможного вторжения разделяет и бывший спецпредставитель Госдепартамента США по вопросам Украины Курт Волкер, предлагающий в качестве превентивной меры ввести новые санкции против России уже сейчас, и отменить их только в том случае, если Россия откажется от военной эскалации.
Еще одним фактором, повышающим вероятность дальнейшей эскалации, стали события в Казахстане. Независимо от того, какую роль в них сыграл элемент кланового противостояния казахских элит, который не отрицают ни кремлевские, ни украинские эксперты, очевидно, что в основе протестов лежит подлинное недовольство народа, за долгие годы уставшего от нищеты и бесправия.
Подобные народные выступления Владимир Путин оценивает как проявление "гибридной войны" со стороны Запада, начисто отрицая внутренние предпосылки для недовольства. Выступая в понедельник на внеочередной сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ, Путин назвал происшедшее в Казахстане "нападением на страну" и "актом агрессии" и, очевидно, полагает, что должен нанести ответный удар.
Во-вторых, кажущаяся успешность операции ОДКБ укрепила кремлевских идеологов в том, что грубая сила – это единственный и самый эффективный способ получения желаемого. Более того, по мнению прокремлевских экспертов, операция в Казахстане заставила Запад считаться с этой силой, что дает России дополнительный козырь на переговорах с США и НАТО.
"Блинкен переживает о том, что США не удастся разыграть казахстанскую карту на начавшихся в Женеве переговорах с Россией по гарантиям безопасности. Сам факт ввода миротворческого контингента ОДКБ отрезвил экстремистов, которые ретировались, попрятались по углам", – уверяют российские СМИ.
Александр Дугин, которого называют идеологом внешней политики Кремля, пошел еще дальше, и накануне переговоров разразился большим текстом на тему того, что волнения в Казахстане актуализируют силовое решение "проблемы постсоветского пространства".
"В геополитике в целом правовая сторона вопроса является второстепенной. Соглашения и правовые нормы лишь легитимизируют статус-кво, складывающееся на силовом уровне. У проигравших нет права голоса, "горе им". А вот у выигравших это право есть", – утверждает Дугин.
По его словам, "пришел момент Москве заявить о переименовании СНГ в Евразийский Союз, включив туда все политические единицы постсоветского пространства". Дугин требует от Кремля захвата всей Левобережной Украины, дойти до стран Балтии и предложить им выбор: нейтрализация или война. Вторит ему и глава телеканала RT Маргарита Симоньян, написавшая в своем Твиттере, что в случае, если бы Россия сама могла производить товары, которые закупает в США, она могла бы "прямо сейчас освободить Донбасс, да и Одессой не побрезговать".
Словом, в последние дни риторика российской пропаганды в отношении НАТО и Украины стала еще более агрессивной, что, в совокупности с нереалистичными требованиями Москвы увеличивают шансы возможной эскалации. С другой стороны, крайне важно, что Запад не поддается на кремлевский шантаж и продолжает твердо отстаивать свою позицию и интересы своих союзников.
! Орфография и стилистика автора сохранены