Толкование на 28 правило Двукратного (Трулльского) Собора:
"и иереям, и архиереям во время чумы следует употреблять для причащения больных такой способ, какой не противоречит этому правилу. Они должны класть Святой Хлеб не в виноград, а в какой-нибудь священный сосуд, из которого могильщики и больные могут брать его лжицей. Сосуд и лжицу следует затем погружать в уксус, а уксус выливать в алтарный колодец. Или же они могут причащать каким угодно другим, более надежным способом, не нарушающим правило"
Пидалион. Правила Православной Церкви с толкованиями. т. 2. Екатеринбург, 2019, с 240.
Греческий оригинал:
Возможно, крупные виноградные ягоды использовались как одноразовый сосуд: их разрезали и клали в них частицу Причастия, чтобы съедалось все вместе.
Никодим против этого и предлагает обычный ход причастия, но с обязательной стерилизацией. Значит, он видит угрозу заражения.
Его советы:
1. Священник не общается с источником угрозы (больным или могильщиком). Он оставляет ему Чашу, чтобы тот причастил себя самостоятельно. Так сегодня в карантинных регионах интернет-доставка еды проходит бесконтактно: рассыльный оставляет пакет у двери и уходит, не общаясь с закзчиком.
2. Не сказано, кто именно должен дезинфицировать лжицу и Чашу. Возможно, сам больной причастник, чтобы потом священник забрал назад ее уже чистой.
3. Отменяется требование потребления диаконом (или священником) той теплоты, которой замывали чашу после причастия. Замывочный уксус можно сразу выливать в колодец.
Преп. Никодим - самостоятельная духовно-учительная величина. Никак не "либерал". Наверняка, он описывает знакомую ему практику. Так что историко-церковный факт в том, что был святой, который полагал, что через причастие можно заразиться. И что это его мнение было реципиировано греческой церковью.
Алё, Синод! Где ваши эксперты и знатоки церковной истории и права? Неужто кроме Василика, с вами никто уже не остался?
А ведь это тот самый Пидалион, который так часто и восторженно цитировался моспатриархийными апологетами последние два года, ибо давал невыгодное для Фанара толкование одного из правил. Цитировали, но не читали...
("Дорогие братья и сестры! Не бойтесь никаких коронавирусов! Тем паче, я до сих пор не уверен, что этот коронавирус вообще существует. Возможно, имеет место информационная страшилка для управления послушными массами. Но даже если он и существует, смело идите в храм и причащайтесь Святых Даров. И помните, что в Церкви Божией у Святой Чаши Христовой, которая справедливо именуется "врачевством бессмертия", для вас не страшны ни коронавирусы, ни любые иные болезни."
Протодиакон Владимир Василик
кандидат филологических наук, доктор исторических наук, кандидат богословия, профессор Института истории Санкт-Петербургского государственного университета")
* * *
В один и тот же день:
"По милости Божией речь не идет об эпидемии или пандемии, есть лишь отдельные случаи"
http://www.patriarchia.ru/db/text/5605029.html
Всемирная Организация Здравоохранения объявила о пандемии коронавируса
По словам главы организации, сейчас ситуацию с коронавирусом "можно охарактеризовать как пандемию".
РБК
* * *
"Во времена эпидемий Русская Православная Церковь всегда несла свое свидетельское служение, не отказывая никому в духовном окормлении и полноценном участии в Ее Таинствах. Мы призываем к сдержанности, сохранению трезвомыслия и молитвенного спокойствия, обращаем внимание на то, что верующему человеку не следует поддаваться панике и страхам, связанным с распространением непроверенной информации об инфекции.
Вместе с тем, недопустимо легкомысленно относиться к коронавирусной инфекции, пренебрегать врачебными предписаниями, игнорировать профилактические меры, подвергая опасности заражения себя и окружающих.
Священный Синод считает важным последовательное и неукоснительное соблюдение санитарно-гигиенических мер профилактического характера на приходах и в монастырях, особенно в тех регионах, где эпидемиологическая обстановка официально признана тяжелой, в том числе более широкое применение санитарных растворов для дезинфекции кивотов икон, к которым прикладываются верующие, использование одноразовых стаканчиков для запивки.
В случае распространения в конкретном регионе коронавирусной инфекции могут быть по согласованию со Священноначалием применены дополнительные профилактические меры.
Священный Синод призывает архипастырей, пастырей, монашествующих и мирян Русской Православной Церкви к усиленной молитве о преодолении болезни и о даровании сил борющимся с нею врачам".
http://www.patriarchia.ru/db/text/5605165.html
Ни о чем.
В в чем конкретно состоят "санитарно-гигиенические меры профилактического характера на приходах"?
Для сравнения см тут https://diak-kuraev.livejournal.com/2761507.html
и тут https://diak-kuraev.livejournal.com/2775775.html
***
Словацкий премьер по поводу заявления Правосл. Чехо-словацкой церкви (самого "бесстрашного" из всех): "Я удивлен и ошеломлен позицией, церковь существует для того, чтобы помогать людям, а не для того, чтобы в интересах эгоистичного соблюдения традиций угрожать общественному здоровью"
(пер. Илья Бей)
У болгар и то больше конкретных советов, чем у РПЦ:
https://www.facebook.com/illya.bey/posts/10216418601484390
Финская православная церковь:
Наши высказались позже почти всех. Могли бы и позаимствовать у других кое-что и как минимум собрать вместе конкретные меры, уже предложенные в решениях других синодов (в том числе антисептиковые коврики при входе - см. у болгар).
Да, и отмена запивки. Вообще сведение к минимуму оральных и мануальных контактов друг с другом и с "предметами культа". Де-криминализация не-посещений служб. Отмена массовых соборований (на них приходят наиболее ослабленные люди из группы риска). Акцент в проповедях на личной и домашней молитве. В конце концов, Великим Постом древние монахи расходились по пустыни и в храме снова собирались только на Пасху (см. Житие Марии Египетской).
Ну хоть разок всерьез отнеситесь к не-служению Литургии во дни Четыредесятницы и услышьте там ответ на вопрос - "А что, так можно было?"!
И вообще Некто сказал, что все субботы - для человека, а не наоборот.
Но доходы упадут...
! Орфография и стилистика автора сохранены