В выходные в Москве состоялся учредительный съезд партии "За правду!" — это "патриотический" проект во главе с писателем Захаром Прилепиным. Среди хедлайнеров — актеры Стивен Сигал (гражданин США) и Иван Охлобыстин, музыканты Юлия Чичерина и Вадим Самойлов — в общем, люди, которые в последние годы поддерживали ДНР и ЛНР, бурно радовались присоединению Крыма, с разной степенью адовости рассуждали о кольце врагов, окруживших Россию и т.п.
Еще лет пять назад можно было бы сказать, что это чуть ли не мейнстримовая идеология, но теперь "крымский эффект" рассеялся, а внутренние проблемы (в первую очередь экономические) легли таким грузом, что бегать с криками "Крым наш!" желающих почти не осталось. Милитаристско-патриотический угар закончился, о чем говорят результаты соцопросов: люди хотят видеть развитие экономики, социальной инфраструктуры, им нужны больницы и школы, а не "можем повторить" в конкретно взятых областях Украины.
Поэтому среди политологов нет особых расхождений во мнениях: новая партия нужна лишь, чтобы отсвечивать в телевизоре и давать людям хоть какую-то иллюзию выбора. Вместе с "партией World of Tanks", "партией Faberlic", новой "зеленой" партией и другими проектами прилепинская "За правду!" будет создавать медийный шум, давая ощущение хоть какой-то политической дискуссии. На фоне Прилепина, который хвастался массовым убийством людей на Донбассе, и "Единая Россия" кому-то покажется хорошим выбором. Кроме того, чем больше мелких партий будет участвовать в выборах и не пройдет 5-процентный барьер, тем больше мандатов получит "Единая Россия". Разумеется, все эти новые партии будут управляться из администрации президента. Никакую настоящую оппозицию к выборам не подпустят: ни Навального, ни Гудкова.
Печально, что за последние годы отечественная пропаганда так извозила в грязи хорошее, в общем-то, понятие патриотизма. Я думаю, что хотя идея национальных государств в целом теряет смысл, любовь и интерес к месту, в котором ты живешь, к людям, которые тебя окружают и говорят на одном языке, к литературе и истории своей родины, к ее культуре в широком смысле этого слова — это естественное чувство. И на этом чувстве может быть построено много хорошего, в первую очередь терпеливое созидание, обустройство жизни, взаимное уважение.
Нам же предлагают другой образ патриота: это человек с оружием, в военной форме, грубый, хамоватый, агрессивный. Для него Родина — это государство, которое доказывает свою силу войной или угрозами. Он измеряет величие страны не зарплатами граждан и не количеством нобелевских лауреатов, а ракетами и танками. Он либо лицемер, либо "поехавший", третье случается редко. Хочется быть таким патриотом? Не очень-то. А других нам почти не показывают.
Результатом всех этих игр становится то, что любовь к большой или малой родине становится чем-то постыдным, презренным. Кто на этом фоне будет звать себя патриотом? А потом удивляемся результатам соцопросов: больше половины молодых людей хотят уехать из России. Думаю, когда партия Захара Прилепина начнет свою гастроль по телеканалам, этот процент еще подрастет.
! Орфография и стилистика автора сохранены