Я бы не удивился, если бы в нынешней России отменили показ сериала "Союз спасения". Тут происходит нечто такое, что от воли создателей кино не зависит. Если хочешь действительно не оставить декабристам шанса на зрительские симпатии, то изображать их надо так, как в антисемитских газетах изображают евреев. Но мы знаем, что даже на скамье подсудимых нацистские бонзы брезговали сидеть рядом с Юлиусом Штрейхером, главным редактором газеты "Штурмовик", публиковавшей карикатуры, призванные возбуждать и поддерживать ненависть к евреям. Дело, конечно, для нацизма необходимое, но уж до последней степени омерзительное.
Ну, а если не хочешь запачкаться так, что даже перед коллегами по грязным делам не отмыться, то получается то, что и вышло с нынешним фильмом о декабристах, в котором власть показана так, что лучше и не придумаешь — просто залюбуешься. Она в России и справедливая, и честная, и совестливая, и мудрая, одним словом — безупречная.
Кто же может посягнуть на такую власть, кроме врагов рода человеческого?
Но авторы фильма благоразумно решили по пути Юлиуса Штрейхера не идти и угодили в ловушку, которую я и обозначил как "эффект Незнайки".
Понимаете, когда не хочешь опускаться до подлейшей лжи и пытаешься создать образы декабристов, имеющие хотя бы какое-то отношение к исторической правде, то они получаются по-человечески несоизмеримо обаятельнее образов даже честнейших и справедливейших представителей власти.
Ну прямо как Незнайка почему-то симпатичнее Знайки.
Борис Немцов, уловивший этот эффект, говорил не о литературных персонажах, а о реальных своих противниках, обладающих всей полнотой государственной власти, когда весело заявил: "Их женщины не любят".
И в самом деле, книжный Незнайка удостаивается симпатий не только читателей, но и героини эпоса о коротышках. Так устроены и жизнь, и искусство. Вот и в кино про идеальную власть и тех, кто на нее покусился, красивая любовь получается как раз у этих самых "безответственных элементов".
Хуже того, они явно удостаиваются зрительских симпатий. А зритель — это уже не кино.
И вот оторвется этот зритель от экрана, вернется мыслями к жизни и сравнит киношную власть с той, что есть на самом деле, и киношных противников власти с теми, что есть на самом деле.
И призадумается.
Ну вот нужно Минкульту такое кино?