Предлагаю реализовать на собранные по подписке деньги проект "Падающая тюремная стена", очень важный для выражения народной памяти о жестокости государства к народу и людям в советскую эпоху.
(Есть мысль сделать это в сотрудничестве, если она, конечно, согласится, с Евгенией Альбац и журналом The New Times. 22 млн рублей, собранные за несколько дней для выплаты штрафа, наложенного на журнал, говорят о том, что гражданское общество может и готово поддерживать то, что считает важным).
Проект монумента "Падающая тюремная стена" (я не знаю имени его автора и его авторского названия) был представлен в 2015 году на конкурсе проектов памятников жертвам политических репрессий и заслуживает, по-моему, того, чтобы обязательно его осуществить.
На этом конкурсе победил и затем был реализован франгуляновский проект "Стена скорби", торжественная церемония открытия которого президентом, патриархом и бывшим уполномоченным по правам человека Владимиром Лукиным состоялась в Москве в октябре 2017 года.
Государственный монумент "Стена скорби" — грандиозная монументальная композиция, образный смысл которой, думаю, можно условно и приблизительно выразить словами: "НАМ, ПОТОМКАМ, ЖАЛЬ ВСЕХ ЖЕРТВ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ, МЫ ПОМНИМ О НИХ И СКОРБИМ О НИХ И ИХ ДУШАХ". На каменных плитах позади стены начертаны слова: "Знать", "Помнить", "Осудить", "Простить".
Новизна "Стены скорби" как авторского произведения монументального искусства в том, что фактически она представляет собой огромную объемную православную "икону", точнее нечто очень близкое иконе: облик и абрис огромного множества помещенных на "Стене скорби" в несколько рядов рельефов, тесно стоящих в "молчании" безликих фигур — их удлиненные тела, однообразный наклон голов, одеяния до пят — повторяют или почти повторяют прориси православных икон. Огромное число подобного облика жертв репрессий ассоциируется с сонмом святых на русских иконах, а контуры одного из проходов в "Стене" повторяют контуры двух церковных главок. Думаю, "Стена Скорби" выражает и визуализирует в отношении жертв политических репрессий прежде всего религиозное сознание и самосознание.
Народной памяти о государстве и власти, уничтоживших, репрессировавших, создавших систему террора и страха, в котором жили в эпоху власти Сталина десятки миллионов людей, НЕПРИЯТИЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ И ЖЕСТОКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА И ГНЕВА ЛЮДЕЙ "Стена скорби" визуально не выражает.
Зато это неприятие и гнев, которые очень значимы для народной и национальной памяти о террористических действиях советского государства и эпохе политических репрессий, очень образно, ярко и доходчиво выражает проект монумента "Падающая тюремная стена".
Поэтому я считаю, что этот проект должен быть реализован с поддержкой общества на средства, собранные по подписке, как был реализован с поддержкой и на средства государства проект Франгуляна "Стена скорби". Смысл и значение этих двух проектов взаимодополняют друг друга. Условно говоря, эти два монумента — две стороны одной народной, общей национальной памяти о тяжелых "страницах истории" советской эпохи и народа.
Что вы думаете об этом предложении?