Почему-то мало кто занимается любимым декабрьским занятием - подведением итогов года.
Но некоторые все-таки хочется отметить.

Тренд года - активное и резкое включение поколения XXI века в жизнь, в том числе - в политическую.

Пожалуй, это - самое обнадеживающее.

Хотя и самое предсказуемое: навязчивая пропаганда "патриотизма", "скреп", запреты и все прочее в том же духе дали эффект.

Положительное в мире - преодоление "красных черт" Барака Как-Бы-Чего-Не-Вышло Обамы. Хочет того Трамп, не хочет - без разницы, нежелающего судьба, как известно, тащит.

Все так и должно было произойти, начиная с телефонного разговора с лидером законного китайского правительства (ничего-ничего, в Пекине, может, и посжимали кулаки, но небо на землю не упало, а председатель Си съездил на переговоры с Трампом).

А потом была ответка Асаду. А потом было признание Иерусалима столицей Израиля. А потом были поставки летального оружия Украине. А потом был отказ от политики умиротворения пхеньянского бандита по кличке "Пухлый".

И много еще чего должно произойти. 

В общем, такие вот два самых важных, на мой взгляд, момента, которые повлияют не только на 2018 год, но и на последующие.

А ведь я, кстати, обо всем об этом говорил примерно с 2010-го. "Заботливые запретители, что же вы творите - вы растите искренне ненавидящие вас поколения!" И второе: "Рано или поздно цивилизованным странам придется отказаться от "реаль-политик" и рукопожиманий с диктаторами".

P.S.

И появился под конец года тренд № 3: протесты в Иране.

О каких-то их перспективах говорить пока сложно (вот в Венесуэле массовые протесты идут год за годом), но...

Во-первых, протесты начали не интеллигенты, как в 2009-м, а условное иранское "Южное Бутово". Как я понимаю, в той самой среде, откуда басидж и "ихтамнетов" для Сирии и вербуют. Интеллигенты к ним уже присоединились, но позже.

Во-вторых, лозунги - экономические (хотя и не только, звучало уже ["Верните наших парней из Афгана!"] "Не за Сирию, не за Газу, не за Ливан - мы живем в Иране!" И это правильно. Что такое изначальные политические требования, не подкрепленные экономическими, да еще и вырванные из общего контекста, мы все хорошо знаем по 2011-12.

Ну, и насчет массовых проправительственных демонстраций. Они, конечно, могут впечатлять. Но я не зря говорил о том, что демонстрации с админресурсом (не знаю, как оно там в Иране, это догадки, но как правило, численность лоялистов достигается именно так) лучше всего считать никогда не бывшими. Однако из никогда не бывших они в какой-то момент "икс" могут стать очень даже бывшими. Именно так и случилось в Румынии в 89-м: вернувшийся (кстати, из Ирана, с переговоров с нынешним верховным лидером) Чаушеску согнал митинг в свою поддержку - на нем-то
кульминация революции и случилась... 

Так что есть впечатление, чем бы нынешние иранские протесты ни кончились, что это - начало чего-то очень серьезного.

Егор Седов

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены