В ночь на 12 июня написал "Полет черного лебедя над гнездом кукушки, или феномен предельных ставок".

Я сравнил эскалацию политических ставок накануне Шестидневной арабо-израильской войны июня 1967 года с психологическим взинчиванием перед акциями протеста в Москве и Санкт-Петербурге. Неправильно считать, что тактику Навального я уподобил тогдашнему авантюризму египетского президента Насера. Напротив, повязка на глазу мистическим образом передала Алексею Анатольевичу часть стратегического гения генерала Моше Даяна.

В роли же Героя Советского Союза Гамаль Абдель Насера оказались именно Кремль и Красный дом, за который Кремль довольно гнусно спрятался, свалив всю ответственность за готовящееся побоище на мэрию.

Навального, как и Израиль полвека назад, хотели напугать и унизить. Израиль - морской блокадой нефтяного терминала в Эйлате. Это было нужно - Брежневу (чтобы "подвесить" позиции Запада в еще одном геополитическом пункте - наряду с Вьетнамом и Берлином) и Насеру (чтобы восстановить свою политическую гегемонию в арабском мире, подточенную военными неудачами в Йемене и выходом Сирии из Объединенной Арабской Республики).

Власти, сперва вынудив Навального согласится на комическую демонстрацию вдоль проспекта Сахарова (на месте стой, раз-два...), решили дожать - лишив большой сцены и плазменных экранов, на которые трансляция могла бы вестись вдоль всего проспекта.

Навальный честно предупредил, что при сложностях поведет людей на улицу. Как и Израиль, через двойных агентов предупреждавший КГБ, что война с арабами завершится вовсе не их триумфом. Чтобы отбить у арабов всякие желания переиграть неудачную для них кампанию 1948-49 годов, Израиль образцово-показательно разгромил Египет, Иорданию и Сирию.

Чтобы отбить у властей желание шантажировать, Навальный "взгромоздил Пелеон на Оссу" - призвал превратить День России в День Сопротивления.

Политика - не полное подобие войны, а очень часто - ее зеркально-перевернутое отражение. В политике стать мучеником и вынудить противника вести себя по-варварски очень часто и означает победить. В отличие от боевых действий, в которых некая доля варварства помогает сделать врага мучеником.

Цели Навального были просты и очевидны:

а) заставить Путина выступить открытым защитником коррупции;

б) поднять градус "классовой сознательности" своих сторонников - "новых недовольных", превратив стремление "добиться правды" в рамках системы в атаку на порочную систему.

Эти цели были достигнуты. Борьба со злоупотреблениями стала революционной. От "Димона" и Усманова "тьфу" было перенесено до навершия режима. Антикоррупционное движение стало демокатическим. Точно также, как в 1989 году движение против привилегий номенклатуры переросло в антикоммунистическое.

Тысячи людей вышли на демонстрацию, уже зная, что их ждут избиения и аресты, может быть, тюремный строк. Уроки 26 марта и 14 мая были усвоены. На власть влияет только проявленная готовность к мученичеству, готовность пострадать. И сегодняшнее поражение сделало президента Путина такой же собственной тенью, как разгром на Синае сделал политической тенью президента Насера...

Приложение.

Полет черного лебедя над гнездом кукушки, или феномен предельных ставок

50 лет и один месяц назад президент Египта Насер на всех порах понесся к краху дела всей своей жизни - объединению под своим руководством союза социалистических арабских режимов.

Весной 1967 года Дамаск, Амман и Багдад закатывали непрерывные истерики, требуя защитить их от "сионистской угрозы". А в это время йеменские партизаны-монархисты, к удовольствию поддерживающего их саудовского двора, в хвост и в гриву лупили египетский экспедиционный корпус.

Египетские генералы увлеченно рисовали стрелочки на картах, которые пронзали южный Израиль и вместе с иорданской королевской армией вновь, как в 1947 году, блокировали Тель-Авив.

Иракские генералы также рисовали стрелочки - через Иорданию, чтобы под предлогом защиты арабских братьев занять Хашимское королевство. (Позднее, когда разбитая иракская бригада откатилась через Иордан, королю пришлось занимать у своего аравийского августейшего коллеги 50 млн. фунтов стерлингов в дар Багдаду, что бы иракцы вернулись на родину; палестинцев же, для защиты прав которых вся эта заварушка якобы и готовилось, через три года иорданцы будут выбивать из уполовиненной страны танками).

СССР, долго провоцировавший конфликт, снабжая Дамаск страшилками о подготовке израильского вторжения, в последний момент предостерегал Каир, призывая к осторожности. Да и сам Насер, решительно забраковал бредовые планы танкового прорыва через Негев к Вифлеему. Насер был уже не прочь пойти на деэскалацию: найти приличную форму возвращения изгнанных им ооновских миротворцев (кротких индусов) и постепенного снятия морской блокады Эйлата. Но вдоволь навыступавшись по радио, разжегши невиданную воинственную истерию по всему арабскому миру, Герой Советского Союза Насер понимал,что дать сейчас задний ход означает лишиться гегемонии в арабской революции, означает его политическую, а затем и физическую смерть (бывших военных диктаторов на Востоке не бывает). Идеалом было бы вмешательство великих держав, созывающих мирную конференцию. Но вместо этого маршал Гречко одобрительно чокался "за победу" с Героем Советского Союза маршалом Амером...

В итоге разразилась война, в которой именно имеющий самую большую и современную армию Египет был разгромлен самым унизительным образом, и на четвертый день кампании Насеру пришлось разыгрывать комедию с притворным заявлением об отставке (вышедший на улицы народ упросил остаться). Но Египет утратил роль гегемона арабской революции. Полностью был дискредитирован арабский светский социализм.

И последние три года жизни "полуфашист-полуэсер" Насер провел политическим трупом, бессильный даже предотвратить подавление арафатовцев в Иордании. Он увяз в Войне на истощение с Израилем, что привело к полуоккупации страны советским контингентом, и похоронило многие экономические проекты, поскольку ответные удары Израиля разрушали самые процветающие города вдоль, казалось бы, на десятилетия заблокированного Суэцкого канала.

Все это - очень длинное предисловие к тому, что сейчас сложилась сходная ситуация с навальнианским движением.

Если в ночь богиня разума Метида-Мента снизойдет на обитателей Кремля, Старой и Тверской площадей, и завтра утром все пять отказавших в аппаратуре звукоусиления фирм бросятся в ноги к Алексею Анатольевичу, умоляя простить и принять технику вот за символический грош (чтобы только в налоговой не путаться с оформление подарка), то позвав своих сторонников обратно в хорошо охраняемый загон, Навальный потеряет всех.

Если власть, решив честно соблюдать законы, разрешит людям в национальный праздник гулять по городу с национальными флагами, то этим она обнулит годами старательно внушаемый страх перед любыми действиями, прямо властями не разрешенными. Власть утратит тайну своих позволений, а значит, и утратит авторитет.

Проявив снисходительность, Кремль покажет, что вся нагнетаемая два месяца истерия была притворством.

Проявив садизм, Кремль окончательно станет фашистским в глазах миллионов новых недовольных.

Если столкнувшись с разгонами и расправами, вышедшие пугливо разбегутся, а потом будут в полиции и судах доказывать, что просто "шли в кино, кафе, хлебушка купить", то Навальному уготована репутация Второго Гапона.

Если начнется сопротивление - страна помчится на перегонки к полицейскому фашизму латиноамериканского типа или к очередной, очень серьезной Русской революции.

И летит над притихшей Россией черный лебедь из синергетических вычислений бифуркации...

Евгений Ихлов

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены