Так получилось, что я был в числе учредителей или в руководстве полудюжины партий и политических движений. Особым шиком считалось иметь проработанную программу. Она не интересовала никого никогда. Но был вечный страх - перед журналистом из условного "Коммерсанта", который может написать, что в программе новой партии совершенно не отражены проблемы лесоводства*, и перед занудным активистом, который придирчиво выбирая между несколькими карликовыми партиями, въедливо интересовался, как придя к власти, партия будет решать кризис в отечественном кролиководстве и геополитике.
Программы партий нужны, чтобы на них кормились политологи и политические аналитики. Во-первых, программы не читает избиратель**. Во-вторых, придя к власти, их и не думают выполнять***.
Основные российские партии - 4 парламентские и 3 известные (ЯБЛОКО, ПАРНАС и предпринимателей) отражают социокультурные пласты, которые откликаются на несколько слов-паролей и на бессменных**** брендовых лидеров.
Поэтому все упреки Навальному, что у него нет проработанной программы***** - это лукавый прием для затягивания его в болото политологической схоластики. Самый лучший способ политической консолидации - воскликнуть: "Верный, ко мне!", ибо всякий уважающий себя почитает верность первейшей добродетелью. А причины, почему он присоединился именно к этой армии, он сам придумает - на привале.
Ни один из великих преобразователей не имел разработанной программы, тем более, экономической. Ленин создал смесь из эсеровской аграрной программы и кайзеровской системы мобилизации экономики. Сталин пришел к власти как истый бухаринец, а потом раздавил и НЭП, и бухаринскую концепцию "гражданского мира". Гитлер категорически не хотел расширять и уточнять программу НСДАП ("25 пунктов") 1920 года, отделываясь в смысле экономики всего двумя лозунгами - о борьбе с "процентным рабством" и о преодолении ига плутократии. Ельцин не только избрался с совершенно социал-демократической программой, но и первые свои шаги делал именно в этом ключе, например, повышая в РСФСР пенсии и зарплаты бюджетникам. Путин узнал о своей программе только через год после избрания, когда Греф и Козак представили ему свои разработки комплексных широкомасштабных реформ.
Составление подробных экономических программ - удел неудачников. Если ветры истории дуют в твои паруса, то достаточно лишь нескольких намеков - против или за частную собственность, как относишься к открытости к мировой экономике. А если ветры не дуют - зачем тебе программа? Штат экспертов нечем занять? Пусть листовки сочиняют. Проверено - большой начальник не читает больше одной страницы, а электорат - не воспринимает больше одного абзаца.
_______
* До сих пор с содроганием вспоминаю, как меня все время выстёбывал один весьма известный в то время олд-демократ, когда 23 года назад, срочно создавая внутри Движения "Демократическая Россия" одноименную партию, мне пришлось экстренно делать проект программы. Включая раздел с/х. Помятуя дороговизну бензина и сугубые проблемы с малой механизацией, я написал что большой подмогой начинающемуся фермерству станет развитие коневодства. Долго же мне поминали "коников"! Там же мне срочно пришлось менять аббревиатуру партии: быть в организации с названием ПДР я отказывался категорически (по еврейской привычки инстинктивно вставляя огласовки между согласными). Поэтому партию я сделал Ф(едеральной), для чего пришлось уже в манифесте оргкомитета особый упор делать на развитии федерализма...
** Те, кто читают, настолько интеллигентны, что убежденно не ходят ни на какие выборы. Это как герой Пелевина, ответивший на вопрос нанимателя, не боится ли он, что ему возразят знающие, что такое "коллективное бессознательное", ответил, что они - торгуют у метро сигаретами.
*** Имея совершенно "глазьевскую" экономическую программу, "ЕдРо" не просто поддерживает "грефовское" правительство, но и имеет его главу своим председателем.
**** Во всех реинкарнациях "предпринимательских партий" всегда будет Ирина Хакамада.
***** Когда Навальному пришлось предъявить программу реформы юстиции - многократно судимого обязывало положение - это был такой тихий ужас. Все меняет не технология назначения судей, но понимание судьями, что сегодняшний подсудимый-смутьян через пару лет станет либо депутатом или заместителем министра и в этом качестве будет решать именно вопросы финансирования судов. Такое понимание хорошо воспитывает представления о бренности всего сущего.
! Орфография и стилистика автора сохранены