Подсудимых вывели из зала, в коридоре они кричали: "Полное беззаконие! ФСБ рулит вами!". Теперь они вернутся на процесс во время "последнего слова" перед вынесением вердикта.
После получасового перерыва в зал снова пригласили присяжных. Прокурор Семененко начала зачитывать протокол дополнительного допроса Анзора Губашева за 18 марта 2015 года.
"Хочу рассказать, как мы убрали этого человека. Брат мой Заур, Беслан и я следили за этой гнидой", — прочла прокурор.
Согласно показаниям, Анзор долгое время следил за Немцовым. В 2015 году перед новым годом к нему приехал Дадаев на квартиру на Веерной, которую они снимали. Позже к ним присоединился Шаванов. Все вместе они решили начать слежку за Немцовым. "Дом нашли, где живет, работа, он редко нам попадался. Около месяца наблюдали за ним", — указано в протоколе допроса.
В своих показаниях Анзор рассказывает, что слежкой занимались Дадаев и Шаванов. Для общения они использовали "одноразовые телефоны". Про его брата Шадида, Эскерханова и Бахаева в своих показаниях он не сказал ни слова.
Кроме того, на предварительном следствии Губашев сообщил следователям, что он за 70 тысяч рублей купил машину ZAZ Chance. Именно на этой машине он со своими подельниками следили за Немцовым и установили его адрес проживания. В день убийства, как говорится в протоколе допроса, Анзор и Шаванов к 10 утра подъехали к дому Немцова, долго его ждали. Потом Шаванов продолжил слежку у работы Немцова. Около 22-23 часов они заметили, что от дома Немцова отъехала его машина Land Rover и Немцов находился в ней.
Губашев, Дадаев и Шаванов проследовали за ней. Немцов вышел из автомобиля и пошел в сторону Красной площади, а его машина уехала. Губашев и остальные последовали за ним, но внезапно потеряли из виду политика. "Смотрю потом, он сидит в ресторане с какой-то девушкой", — рассказывал на следствии Анзор.
После 23 часов вечера они увидели, что Немцов вышел из ресторана "со своей барышней". Дадаев последовал за ними, а Шаванов и Губашев стояли на стреме и находились в ZAZ Chance.
Как пояснил Губашев, они убили Немцова на мосту, потому что опасались, что снова его потеряют и не смогут совершить убийство. "Другого варианта не было. Уйдет, потом опять пришлось бы за ним следить", — продолжала зачитывать показания прокурор.
После убийства, Дадаев запрыгнул в машину. Позже он пересел на другую машину, а Анзор с Шавановым, после того как оставили ZAZ Chance в районе Арбата, вернулись на Веерную.
"Когда мы только подъезжали, на мосту какая-то снегоуборочная машина была, Заур сзади шел за ними. Увидели, что эта гнида упала. Потом Заур запрыгнул в машину, и мы поехали", — продолжила обвинитель.
Про пистолет Анзор рассказал, что они использовали пистолет Макарова с глушителем. Однако обвиняемый не смог ответить на вопрос следователя, как они нашли оружие для преступления. Не смог он вспомнить место, где избавились от оружия. Как указано в протоколе допроса, после убийства они положили пистолет в сумку, потом Шаванов избавился от оружия.
"Я следил за Немцовым, где он, как он. Беслан тоже мне помогал. Один не мог постоянно следить. Нам без разницы, кто мог выстрелить в него", — пояснил Анзор следователю.
Про съемную квартиру на Веерной Анзор рассказал, что это жилье им снимал их общий знакомый "Русик", фамилию его не вспомнил.
"Он не имеет никакого отношения к убийству. Заур и Беслан его тоже знали", — закончила оглашение первого протокола Семененко.
Потом прокуратура огласила еще несколько протоколов допросов. Так, во время проверки показаний на месте Анзор Губашев показал следователям маршрут следования 27 февраля после убийства: с Большого Москворецкого моста они повернули на Болотную площадь, там же из машины вышел Дадаев, затем Губашев с Бахаевым поехали на Большой Каменный мост, Моховую, Воздвиженку, свернули на Новый Арбат, далее на Новинский бульвар, Поварскую и в Трубниковском переулке оставили ZAZ Chacne.
На следующем заседании, 12 апреля, гособвинитель продолжила зачитывать протоколы. Из них следует, что спустя год Анзор отказывается от своих показаний. На допросе 19 января 2016 года говорит, что в день убийства Шаванов попросил его покатать по городу на ZAZ Chacne. В тот же день ближе к 23 часам на мобильный Анзора позвонил Беслан и попросил подъехать к Большоу Москворецкому мосту и забрать оттуда. Как показал Губашев, там он увидел, что рядом с Шавановым упал мужчина, потом он понял, что это убили Немцова. "Подробности расскажу в суде. От дачи каких-либо других показаний отказываюсь", — заявил на допросе Анзор.
Далее присяжным показали видеозапись дополнительного допроса Анзора с участием его защитника и следователя в СИЗО "Лефортово". На кадрах они сидят в темной комнате с приглушенным светом.
"Немцов не понравился своими высказываниями в адрес государства и правителя", — начал говорить Анзор.
Внезапно на этом месте прокуроры приостановили запись и перемотали к тем частям видео, на которых подсудимый говорил непосредственно об обстоятельствах убийства. По официальной версии следствия, в деле нет политического мотива, а убийство Немцова заказал Мухудинов, водитель заместителя руководителя батальона "Север" Руслана Геремеева.
Адвокат Анзора Муса Хадисов после просмотра видео заметил, что его подзащитный давал показания под давлением:
— Человек, который дает показания на видео и который сейчас находится в суде — разные люди.
— Вы можете свое мнение высказать в прениях, — прервал судья.
— Хотел обратить внимание на состояние человека. Он говорит с другим голосом, его взгляд устремлен...
— Хватит!
В ответ защитники заявили отвод судье, они считают, что председательствующий заинтересован в исходе дела и предвзято ведет процесс. Присяжных удалили из зала.
Судья дал возможность высказаться подсудимым о заявленном ходатайстве адвокатов. Дадаев полностью поддержал:
— Вчера прокурор читала признательные показания Губашева как сказку!
— Я поддерживаю отвод, — сказал Бахаев.
— А мне похрен, — пробурчал Эскерханов.
После перерыва судья Житников зачитал присяжным постановление об отказе отвода. "Все процессуальные действия проведены согласно УПК", — решил председательствующий.
В конце заседания гособвинение продемонстрировало видео с проверкой показаний Анзора на месте от 19 марта 2015 года. На кадрах следователь Игорь Краснов, Анзор Губашев с защитником и понятые.
Адвокат Бахаева Заурбек Садаханов спросил у Дадаева про ZAZ Chacne, Анзор Губашев на допросе на следствии говорил, что авто покупал он, а продавец этой машины в суде сказал, что покупателем был Дадаев.
— Кто все-таки купил автомобиль?
— Я эту машину никогда не видел и не покупал, — продолжал отрицать Дадаев.
Адвокат Эскерханова обратила внимание присяжных, что Губашев во время дачи показаний не называет имя ее подзащитного.
Другой защитник Хадисов акцентировал внимание на том, что Анзор ни разу не сказал на видеозаписи, что его брат Шадид знал об убийстве. Также адвокат считает, что тот не указывал на места, о которых говорил, и не просил следователя вести его туда. Судья не согласен, поскольку следователь говорил во время записи, что сейчас участники следственного действия едут туда, куда укажет обвиняемый.
— Вам нужно записывать все полностью? Это не предусмотрено законом, — отметил судья, ссылаясь на УПК. — Вы пытаетесь опорочить доказательство! Вы не должны оценивать доказательства!
— Я обращаю внимание присяжных на то, что я видел, — продолжал Хадисов.
— Хватит заниматься обращением внимания! Вы для чего это говорите? А я вам скажу для чего: вы пытаетесь опорочить доказательство, — на этом председательствующий предложил сделать перерыв. На следующем заседании запланирован допрос Эскерханова.
Андрей Карев
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter