За прошедшую неделю немало было сказано о наиболее заметных сенсациях выборов 26 октября.
На прозападном фланге украинского политического спектра намного лучше прогнозов (предвыборных опросов общественного мнения) выступили Народный Фронт и Самопомощь, намного хуже – Блок Порошенко, Батькивщина, Радикальная партия, Гражданская позиция.
На пророссийском фланге украинского политического спектра намного лучше прогнозов выступил Оппозиционный блок, намного хуже – Сильная Украина.
В обобщающем виде сравнение предвыборных опросов общественного мнения и фактических результатов голосования избирателей можно представить в виде следующей таблицы.
Таблица 1. Предвыборные опросы общественного мнения и фактические результаты голосования избирателей
Источники:
Парламентские выборы в Украине – 2014;
ЦВК Украины.
Результаты, полученные в целом семью крупнейшими прозападными политическими партиями, оказались предсказанными весьма точно – отклонение составило всего лишь 0,3 процентного пункта, или 0,4%.
Результаты, полученные в целом тремя крупнейшими пророссийскими партиями, оказались намного выше прогнозов – положительное отклонение составило 2,6 процентного пункта, или почти 19%.
Что однако не привлекло, на мой взгляд, заслуживающего общественного внимания ни в России, ни, кажется, даже в Украине, и что может и должно быть названо главным результатом парламентских выборов – это радикальное изменение политического ландшафта страны.
26 октября независимая Украина сделала самый крупный за свою 23-летнюю историю, самый серьезный шаг на пути своей геополитической вестернизации и общественно-политической консолидации.
Никогда еще поддержка политических сил, выступающих за западный путь развития Украины, не была столь высокой.
Никогда увеличение этой поддержки не было столь значительным.
Причем рост этой поддержки оказался поистине всеобщим и общенациональным – он произошел во всех регионах Украины (за исключением оккупированных Россией и не участвовавших в парламентских выборах Крыма и Севастополя).
Изменение геополитических предпочтений избирателей Украины по результатам парламентских выборов 2012 и 2014 гг.
Источник: расчеты ИЭА по данным ЦВК Украины.
Более того, впервые поддержка прозападных политических сил превысила поддержку пророссийских политических сил во всех крупных макрорегионах страны, включая и ее Юг (61,7% против 35,3%) и Восток (50,8% против 46,2%, без Донецкой и Луганской областей, данные по которым для 2012 и 2014 гг. из-за оккупации ряда районов несопоставимы).
В силу того, что уровень поддержки прозападного пути развития на Западе и в Центре Украины в 2012 г. и так уже был достаточно высоким, величина прироста такой поддержки в 2012-2014 г. постепенно увеличивается с запада на восток страны:
Запад – на 26,3%,
Центр – на 46,1%,
Юг – на 53,8%,
Восток – на 62,6%,
в т.ч. в Харьковской и Запорожской областях – на 66,4%.
При сопоставлении результатов выборов 2012 и 2014 гг. следует иметь в виду также некоторое снижение явки избирателей – с 56,8% в 2012 г. до 52,4% в 2014 г. Если предположить такую крайне маловероятную ситуацию, при которой это снижение произошло полностью за счет пророссийски настроенных избирателей; при которой все избиратели, участвовавшие в парламентских выборах 2012 г., но не пришедшие на избирательные участки в 2014 г., на самом деле придерживаются пророссийских позиций, то в этом случае тектонический сдвиг на запад в политическом ландшафте Украины, пусть и становится чуть менее впечатляющим, тем не менее остается все же бесспорным.
Гипотетические результаты выборов в случае, если считать всех избирателей, не пришедших на выборы 2014 г., но участовавших в выборах 2012 г., сторонниками пророссийских политичесих сил
Источник: расчеты ИЭА по данным ЦВК Украины.
В этом случае соотношение прозападных политических сил к пророссийским меняется с фактического соотношения по результатам выборов 2014 г. 5:1 (81,2% к 16,4%) на гипотетическое соотношение 2:1 (65,5% к 32,6%). То есть даже в условиях т.н. "постоянного состава избирателей" (по состоянию на 2012 г.) численность тех из них, кто стал поддерживать прозападные политические силы и перестал поддерживать пророссийские политические силы, все равно превысила 4,5 млн.чел. Это составляет почти четверть числа избирателей 2012 г. и почти 30% числа избирателей 2014 г.
Новый политический ландшафт Украины, сформированный парламентскими выборами, означает, как минимум, три принципиальных следствия:
1. Теперь Украина ушла на политический запад окончательно и бесповоротно.
2. Исключительный вклад в этот тектонический сдвиг в геополитической ориентации Украины и ее внутренней общественно-политической консолидации внес В.Путин.
3. Попытаться удержать Украину в "сфере привилегированных интересов" нынешнего кремлевского режима теперь можно только путем свержения демократически избранной украинской власти в результате прямого широкомасштабного вторжения в Украину российских регулярных войск и установления в ней жестокого оккупационного режима.
Что, очевидно, Путин и постарается сейчас предпринять.
! Орфография и стилистика автора сохранены
Вы можете оставить свои комментарии здесь