Вот, например, команда одного кандидата запускает против другого ролик, озаглавленный "Слишком много вопросов", в котором на основании наличия у героя усов делается вывод о его связях с Саддамом Хусейном и "Аль-Каидой". Авторы имеют в виду конспирологически окрашенные видеоролики о "белых пятнах" и предполагаемых "нестыковках" в официальной биографии Барака Обамы с намеками на его связи с коммунистами, исламистами и практически самим Сатаной.
Или сцена, где другой кандидат на встрече с избирателями вынужден оправдываться за то, что в детстве написал сочинение с картинками про сказочную "Страну Радуги, где все будет бесплатно". Если вы говорите слово "бесплатно" американскому правому, будьте готовы отправиться в Ад. "Мне было 13 лет!" — отчаянно голосит бедняга в ответ на истеричные обвинения в "коммунизме" за эту сказку. А это пародия на бесконечные истории про то, как в заокеанской политике постоянно то одному, то другому приходится чуть ли не на коленях каяться за "грехи молодости". Ну, там, за то, что в студенческие годы он однажды случайно прошел мимо стены с левацким граффити или нечто в этом роде.
В "Кампании" происходит своего рода инверсия стереотипных представлений о двух ведущих политических партиях Соединенных Штатов.
От демократов баллотируется брутальный и витальный дуболом Кэм Брэди (Уилл Феррелл), а республиканцы выставляют нелепого, сентиментального толстячка Марти Хаггинса (Зак Галифианакис).
Эта кинокартина может повеселить и тех, кто не знаком с политическими реалиями страны за океаном, если они, конечно, не имеют ничего против юмора "ниже пояса". Грубоватая комедия и демократический избирательный процесс показывает как сферу столь же грубых популистских приемов, пустопорожней риторики и публичной клоунады.
В Америке представления о лживости политиков являются общим местом. И фильм в очередной раз обыгрывает этот факт. Но почему в стране, являющейся поставщиком демократических стандартов для всего остального мира, о лицемерии и притворстве политиков говорят больше, чем где бы то ни было еще?
Дело в том, что профессия политика в условиях демократии и в самом деле может привести его к гораздо большей неискренности, чем при авторитаризме. Диктатору не нужно притворяться.
Или по крайней мере он может позволить себе играть на публику много меньше, чем это приходится делать демократическому лидеру. Каддафи был очень искренним и непосредственным. Стилем Лукашенко в свое время стала "непротокольная" откровенность, хотя, нет, скорее ее умелая имитация.
Сергей Переслегин в свое время высказал парадоксальную и шокирующую мысль, что самым порядочным человеком среди политиков XX века был Адольф Гитлер. Он пояснил, что порядочный человек и хороший политик — разные вещи. Первый следует своим принципам и убеждениям, второй должен как можно более полно выражать чаяния и стремления своих избирателей. Он говорит не от себя. И для него должно быть важным не то, что думает он сам, а что думают и желают его избиратели.
Поскольку в демократии политик зависит от граждан, он зависит от общественного мнения. А это может привести его к такому вранью и притворству, которое никогда не снилось никакому тирану. Потому что у последнего просто меньше необходимости лгать.
"Кампания" заканчивается так же, как началась фантастическая и конспирологическая мелодрама "Меняющие реальность". По окончании избирательных баталий кандидат произносит речь, где впервые говорит все, что на самом деле думает. И в обоих фильмах публика встречает откровения на ура. Кажется, это еще одна американская мечта. И заключается она, как часто бывает с мечтами, в сочетании взаимоисключающих вещей. То есть в том, чтобы политик играл по правилам демократии, при которой он должен искать популярности у миллионов граждан. И одновременно был бы искренним и честным. И в отличие от демократического устройства общества, эта мечта, увы, недостижима.
Антон Семикин
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter