Сергей Михалыч "Параллельные общества", Ультракультура 2.0, 2011
Это издание претендует на энциклопедичность, и не без основания. Исчерпывающим перечнем всех известных коммун в истории его, разумеется, не назовешь, в таком случае это должен был бы быть какой-нибудь очень большой и, наверное, по-академически сухо написанный талмуд. Потому что попыток обособиться от большого общества и жить по-своему в истории человечества было великое множество. Читая эту книгу, понимаешь, что, сколько существует социум, столько же продолжаются попытки коллективно дистанцироваться от него и создать ему альтернативу. Попытки когда удачные, когда не очень, но в любом случае непрекращающиеся.
От древнееврейских евсеев до еретиков Мюнстера, от толстовцев до "семьи" Мэнсона, от американских общин христианских фундаменталистов до российских арт-сквотов.
Книга и в самом деле, как то и обещано в аннотации, представляет собой невероятно пестрый калейдоскоп коммун, реальных и существующих только в проекте,
по-вегетариански пацифистских и агрессивно военизированных, религиозно фанатичных и сугубо рационалистических и "просвещенческих", предельно аскетичных и разнузданно чувственных. У многих из этих обособленных объединений всех времен и народов не было друг с другом решительно ничего общего, кроме одного: всем им оказалось не по пути с социальным мейнстримом.
В "Параллельных обществах" в нужных, правильных пропорциях смешаны три составляющие. Фактура, описание всего этого роскошного ассортимента "самосегрегаций", предлагаемых историей, как меню официантом ("Выбирай на вкус!"). Достаточно содержательный, основанный на конкретном материале и объективный, без ангажированности и запальчивости анализ опыта коммун и вытекающие из него обобщения, позволяющие говорить уже о неких принципиальных, "системных" особенностях "коммунарства" и опасностях, которые могут поджидать на пути тех, кто решил обособиться. Левые взгляды и симпатии автора очевидны, но в книге нет никакого агрессивного красного доктринерства. И, наконец, очень дозированная порция "умствований", помещающая всю тематику в более интеллектуально отвлеченный и сложный философский контекст.
Сама интенция, цель коммун, заявленная в предисловии Алексея Цветкова, — создавать свои альтернативные миниобщества, вместо того чтобы огнем и мечом пытаться осчастливить "большинство против его воли", — может заставить посмотреть с симпатией на таких левых даже тех, кто в числе их симпатизантов никогда не был.
И правда, если революционеры пойдут другим путем (одна из глав названа "Другой коммунизм") и предпочтут создавать россыпи альтернативных микросоциумов, а не снова и снова набрасываться с кровельными ножницами переворотов на наш единственный, один на всех большой социум, это должны приветствовать и их оппоненты тоже.
Тем более что коммунарство предполагает добровольную отправку многочисленных отрядов леваков буквально с глаз недоброжелательно взирающего на них большинства долой. По-хорошему, те, кому альтернативно ориентированные поперек горла, должны были бы только приветствовать этот тренд. По прямой аналогии с тем, как некоторые юдофобы приветствуют алию.
Книга "Параллельные общества" доступна для чтения в Интернете
Вы можете оставить свои комментарии здесь