Политическим группировкам, монополизировавшим власть, защищающим их монополизм силовикам и вовсю пользующимся этим монополизмом предпринимателям, мракобесие (культурные изолированность, агрессивная архаичность и вульгарность) ПОЛЕЗНО для удержания господства. Такое свойство "закатных" режимов - большевики* двадцатых и реформаторы девяностых, напротив, очень успешно правили, поощряя самые смелые интеллектуальные и художественные эксперименты и новации.

А НУЖНО мракобесие простым и бедным, убогим людям, которые хотят сохранить иллюзию стабильного мира (они видять его исключительно в классициских образов). Они - социально предельно атомизированные недоличности - жаждут найти себя в слиянии с Государством, Нацией, Церковью... Но главное - они хотят остановить историческую динамику, которая беспощадно разрушает их маленькие привычные миры, лишает их существование смысла. Они очень боятся презрения своей убогости и пошлости со стороны своих детей и внуков.

Они - эти "простецы" инстинктивно понимают, что если в культуре Вадим Сидур считается гением, то статуй киевского кагана между домом Пашкова и Кремлем - оскобляющее столицу убожество. А если этот статуй - символ национальной сакральности и государственного величия, то работы Сидура - разрушающее ценности идеологическая диверсия.

* Большевики преследовали два направления - апологию добольшевистской патриархальной жизни, сделанную в форме, понятной простым людям; и попытки создать интеллектуальную лабораторию для выращивания русского фашизма - единственной на тот момент актуальной альтернативы коммунизму.

Евгений Ихлов

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены