Либерал наивный, или Надежды кота Леопольда
Либерал наивный — типаж, естественно, самый распространенный. Он искренне верит в необходимость воплощения базовых ценностей демократии и соблюдение прав человека. Именно эти люди составляли ядро протестных выступлений в крупных городах в конце 80-х — начале 90-х годов. Они выходили на площади, поддерживали Ельцина, Попова, Собчака; не сильно задумывались о своих личных будущих перспективах, полагая, что в свободной демократической России будут обязательно найдены ответы на вопросы, которые оказались неразрешимыми в СССР. Потом кто-то из них поддерживал Гайдара с Чубайсом, кто-то Явлинского, а на президентских выборах в 1996 году страх перед возвращением коммунистов сделал основную часть либералов наивных вынужденными сторонниками Ельцина.
Главной политической проблемой 90-х годов либерал наивный обычно считает раскол демократических сил. Мантра о необходимости их объединения, которую начали использовать еще во времена бесконечных переговоров СПС и "Яблока", благополучно дожила и до наших дней. Мечтательный призыв: "Ребята, давайте жить дружно", — по-прежнему очень популярен в этой среде. Большинство либералов наивных за прошедшие 20 лет так и не научилось отделять либеральную риторику от действий беспринципных демагогов, использующих ее исключительно для обеспечения собственного благополучия.
Несмотря на относительную электоральную малочисленность либералов наивных, правящий режим всегда старался окормлять эту часть политической паствы. Власть, хорошо усвоив уроки двадцатилетней давности, прекрасно понимает, какая потенциальная угроза может исходить от этой категории граждан. После того как "выборы" в Госдуму в 2007 году подвели жирную черту под набившей оскомину историей СПС-"Яблоко", власть озаботилась созданием новых либеральных муляжей. В отсутствие парламентских партий либеральной ориентации это маленькое, но очень ответственное поручение Кремля было возложено на Дмитрия Медведева.
Надо признать, что с этой задачей путинский назначенец справился блестяще, искусно вводя в заблуждение своим либеральным эпатажем не только заждавшихся новой "оттепели" российских либералов наивных, но и прожженных либеральных политиканов в Вашингтоне и Брюсселе. Но предстоящее возвращение Путина в Кремль сделало необходимым создание новой либеральной обманки. В соответствии с правилами буффонады, требующими резкой контрастности, роль главного "либерала" России переходит от промышляющего в микроблогах невзрачного письмоводителя к владельцу заводов, мобилей и клубов, презрительно плюющему на простых смертных с высоты своего двухметрового роста и многомиллиардного состояния.
Будущее нашей страны во многом зависит от того, как скоро либерал наивный осознает себя самостоятельной политической силой, базирующейся на нравственных идеалах Андрея Дмитриевича Сахарова, а не на отжившей мифологии доморощенного российского "либерализма". Мифологии, которой по-прежнему отравляют общественное сознание либералы системные, гламурные, циничные и профессиональные. Ключевой момент этой мифологической концепции был раскрыт еще в 1949 году немецким философом Теодором Адорно: "Тот, кто не хочет признаваться себе в своих антидемократических симпатиях, склонен утверждать, что демократия могла бы установить порядок в обществе, если бы только народ был лучше воспитан или, иначе говоря, созрел для нее. Здесь педагогическая мысль используется как уловка, чтобы препятствовать любым изменениям, но выглядеть прогрессивно".
Коту Леопольду пора наконец-то прекратить эту затянувшуюся мышиную возню.